?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Искушение св. Антония - Босх и Брейгели
живопись
russlink_art
Источник: https://yudinkostik.livejournal.com/805699.html

произвел тут еще некоторые разыскания в продолжение темы:
https://yudinkostik.livejournal.com/790981.html
https://yudinkostik.livejournal.com/802420.html

оказалось, что картина Питера Брейгеля Младшего прямо-таки напичкана мотивами, заимствованными из Босха... часть перекочевала от Питера Старшего, но часть, видимо, непосредственно от Босха или каких-то копий, гравюр и работ последователей... во всяком случае, близкие соответствия можно найти на нескольких картинах Босха - от композиции до пейзажа, от архитектуры до деталей монстров... но заимствованные мотивы иногда комбинируются, слегка переиначиваются...

ниже я покажу то, что мне кажется пересекающимся, и скажу сразу, что такое обилие заимствований, но переработанных и скомбинированных в самостоятельный сюжет, у меня вызывает подозрение, что этот вариант Питера Младшего основывается на неизвестной, видимо, работе Питера Старшего - м.б., ранней, когда Питер Старший находился под сильным влиянием Босха - скажем, 50-е годы или нач. 60-х... м.б., это был рисунок (гравюра), а не живописная вещь, трудно сказать... но материал уж очень навевает... утверждать, конечно, тут что-либо твердо невозможно...

Итак, начну с центра композиции - с самого Антония... у Брейгеля мл. его поза повторяет позу из триптиха Босха... первое фото - одна из версий Брейгеля, наиболее заполненная и считающаяся сейчас наиболее ранней... далее буду давать фото для сравнения... Брейгель дал Антонию молитвенник (?), но в точности повторил расположение клюки... кроме фрагмента картины Босха дам еще графический вариант - сравните Антония у последователя Босха (работа примерно середины XVI в. из музея Аделаиды в Австралии)... что поразительно - не только фигура Антония очень близка здесь картине Брейгеля, но и правее видим аналогичное чудище с бычьей головой (у Брейгеля, скорее, лошадиная и даже лошадиный череп) с сидящим на нем другим чудищем с носом-дудкой (у Брейгеля - человек, играющий на дудке)... если само расположение Антония и его поза близки триптиху Босха, то вот это повторение композиции с чудищем - пересечение только этих двух работ (Брейгеля и анонима)...

(наш исходник - Антоний Питера Брейгеля Младшего с аукциона Hampel)


(фрагмент центральной панели триптиха Босха)


(анонимный рисунок первой половины XVI в., Art Gallery of South Australia, Adelaide)


у Босха мы находим вероятный источник чудища с черепом лошади, но немного в иной комбинации - само чудище играет на арфе и сидит верхом на другом монстре...



а вообще, композиционно картина Брейгеля напоминает "Воз сена" Босха, только вместо воза здесь "гробница"... сравните и "второй этаж" - музицирующих персонажей на возу и на гробнице... кроме того, о "Возе сена" напоминают и персонажи на двух лошадях слева (у Босха - левая часть центральной панели)...



рогожки на гробнице у Брейгеля весьма похожи на рогожки с еще одной графической работы последователя Босха на тот же сюжет... гравюра 1561 года (впрочем, рогожек на деревьях немало на гравюрах Питера Старшего, посвященных порокам)...



и еще один графический вариант сюжета - рисунок, приписываемый Босху... обратим внимание на расположение домов на заднем плане, и на саму форму, очень близкую домам на заднем плане у Брейгеля (ср. домик с башенкой, т.е. церковь, а на варианте из музея Ал. Толстого рисунок домов еще ближе, чем в остальных версиях)



похожий дом с башенкой (церковь) имеется и на "Святых отшельниках" Босха (левая створка триптиха, которая как раз про Антония)...



пейзаж на заднем плане в центре - мягкая береговая линия, с намечающимися силуэтами колоколен, как бы в дымке - это типичный для Босха пейзажный мотив, который у него разрабатывается во многих работах... например, в том же "Возе сена" (в т.ч. и на передней части створок)... я покажу очень близкий вариант - из "Святого Христофора", который почти совпадает с пейзажем у Брейгеля (отличаясь, конечно, по колориту)...



про гору в русском варианте у Брейгеля я писал ранее, не буду повторяться, как и о рушащейся колокольне в пламени (см. в комментах в ранних постах)...

рассмотрим теперь монстров на переднем плане... вот тут:
https://yudinkostik.livejournal.com/790981.html можно видеть на гравюре Ван дер Хейдена по Питеру Брейгелю Старшему, что в нашей картине Брейгеля Младшего чудишко-граната, выползающее из воды, выводок цыплят, кувшин с монетами и кинжал (нож) - все с минимальными изменениями заимствованы из гравюры...

монстрика-гранату и выводок мы видим и на другой гравюре Питера Старшего - "Терпение"...



однако эти мотивы Питер Старший заимствовал у Босха... но не с "Искушения св. Антония", а из "Страшного суда"... чудишко-граната имеется внизу правой панели варианта, находящегося в Брюгге...



похожий монстрик летает и в триптихе Босха "Искушение св. Антония", и дымит... в небесах на левой панели...



а выводок есть на центральной панели "Страшного суда"... только в Брюгге там всего одна "птичка", а вот в варианте из Вены - "птичка" и два "птенца"... зато на варианте из Брюгге видим еще одно чудишко, похожее на монстрика-гранату, тоже вылезающее из воды...

(вариант из Брюгге)


(вариант из Вены - с "птенцами")


теперь посмотрим на монстра-волынщика (справа внизу) с картины Питера Младшего... на гравюрах, рисунках и картинах его отца такого монстра найти мне не удалось... а вот непосредственно из Босха - легко... во-первых, волынщик есть на левой панели триптиха "Искушение св. Антония", он представляет собой голову на ногах, но без рук... в сапогах, дует в волынку... мотив близкий, но изобразительное решение не очень точно соответствует нашей картине...



а вот на том же "Страшном суде" из Брюгге мы видим именно такого монстра, но без волынки и отвернувшегося... но "типологически" это тот самый, основа для Брейгеля мл. - сравните точно повторенный разворот ног в сапожках, хвост и накидку... лицо, правда, другое...

(даю в ч-б, так лучше видно)


лицо, впрочем, в варианте Брейгеля очень напоминает аналогичного монстра с рисунка очередного последователя Босха...



теперь про "куриного монстра" на переднем плане в центре... точного соответствия мне найти не удалось, но похожие сиренообразные персонажи есть у Босха в "Поклонении волхвов" из Прадо... они украшают одежду одного из магов...



нечто похожее можно увидеть и на графической штудии последователя Босха...



для интересу дам две картинки миниатюриста XIV века - из "Маастрихтского часослова" - с аналогичной "курицей" и с "головой на ножках"... понятное дело, Босх тоже не из воздуха своих монстров сочинял - средневековые манускрипты полны самых причудливых персонажей...





теперь посмотрим на монстра в левом нижнем углу картины Брейгеля младшего... он скомбинирован из рисунка Босха (находится в Берлине) + чертик в бочонке...



в бочонки Босх и его последователи как только и кого только не засовывали... вот штудия одного из последователей...



а плошку в руке монстра можно сравнить с наброском самого Босха...



ягоды на столе (справа) в композиции Брейгеля мл. - ср. с "Кораблем дураков" Босха... кажется, ягоды связаны с похотью, если я правильно понимаю...



ну и напоследок о монстре за столом, протягивающем блюдо с ягодами... это очень босхианское чудище - широкий клюв его Босх заимствовал у птицы колпицы, которая распространена в т.ч. в Нидерландах... монстры с такими клювами у Босха составляют многочисленное семейство на разных картинах...

(колпица обыкновенная)


но иногда Босх изображал и саму птицу... вот одна из НЕмонстровидных колпиц "Сада земных наслаждений"...



но про колпицу - это я уже для красоты и отвлечения от чудищ... а за столом в сюжете про Антония один из колпичных монстров сидит у Босха в работе из The Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, но на брейгелевского похож только клювом... на этом пока все...