Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Саломея-3
живопись
russlink_art
Оригинал взят у tito0107 в Саломея-3
Начало
Продолжение

Здесь - 17 век и немного 18-го, так что если вы ждали Моро и Бердслея, я вас разочарую - их не будет.
Ничего принципиально нового в плане иконографии в 17 столетии не появляется, продолжают существовать все варианты сюжета о Саломее: танец на пиру у Ирода, вручение головы Саломее палачом, Саломея с головой Иоанна, Саломея вручает голову Ироду и/или Иродиаде. Но барокко добавляет драматизма в эту и без того драматичную историю.
Историю живописи 17 столетия принято начинать с Караваджо и мы не будем изменять этому правилу.

ок1607.jpg
Караваджо, ок. 1607


Здесь, пожалуй, самая великовозрастная Саломея из всех. И да, пожалуй, иконографическим новшеством является присутствие рядом с Саломеей старухи-служанки, перешедшей сюда от Юдифи. В картинах предыдущего столетия служанка обычно молодая, но не всегда: в одной из работ Бернардино Луини, например, - старая.

1204px-Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist-Caravaggio_(1610).jpg
Караваджо, ок. 1510

Караваджисты:

Battistelloкарачолло 1615-1620Salome.jpg
Баттистелло Карачолло, ок. 1615-1620

Salome
Франческо Рустичи, до 1625

Guercino 1637.jpg
Гверчино, 1637
Кстати, штаны у палача - по моде столетней давности. В 17 веке в живопись проникает наивный историзм.

802px-Bernardo_Strozzi_-_Salome_-_Google_Art_Project после 1630.jpg
Бернардо Строцци, после 1630

Bernardo_Strozzi_-_Salome_with_the_head_of_St_John_the_Baptistок. 1635.jpg
Бернардо Строцци, ок. 1635
Лицо палача гротескно - можно его рассматривать и как пережиток маньеризма и как предвестие рококо

34.jpg
Гвидо Рени, 1634

796px-After_Guido_Reni_Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist18 в.jpg
Копия с Гвидо Рени, 18 в.
Возможно, этот тот случай, когда копия лучше оригинала. И мальчик-паж снова одет по моде условного начала 16 в. Вообще, Гвидо Рени и в 17 столетии уже стал художником, пожалуй, более влиятельным, чем Караваджо, а в стелующем веке возвысился едва ли не до уровня Рафаэля, в то время как Караваджо основательно подзабыли (но не совсем)

Reni,_Guido_-_Salome_with_the_Head_of_John_the_Baptist_-_1630-1635.jpg
Гвидо Рени, ок. 1630-1635

Onorio_Marinari1680_Minneapolis_MA.jpg
Онорио Мариани, ок. 1680
Саломея, похоже, в тюрбане, но это может быть и Иродиада, а Саломея держит поднос.

Circle_of_Rembrandt_001.jpg
Круг Рембрандта (Карел Фабрициус?), ок. 1640
В 17 веке в живопись вновь возвращается Саломея-подросток

Herodias_mutilating_St_John_the_Baptist's_head_Wellcome_1600-165253.jpg
Питер де Греббер, до 1652
Здесь старуха Иродиада протыкает язык Иоанна шпилькой - сюжет, заимствованный из легенды о Фульвии и голове Цицерона: "Пусть теперь поговорит!" Сама Иродиада в данном случае "выросла" из старой служанки.
Кстати, в творчестве де Греббера заметно влияние не только голландских караваджистов и Рембрандта, но и Рубенса.
А вот и сам Рубенс:

M_rubens_008.jpg
Рубенс. Пир Ирода, 1633
Здесь Иродиада выглядит моложе своей дочери, она очень похожа на юную жену пожилого художника, Елену Фоурмен. И тоже тыкает вилкой язык Иоанна

941px-Andrea_Ansaldo_-_Herodias_presented_with_the_Head_of_the_Baptist_by_Salome_-1ё630.jpg
Андреа Ансальдо, ок. 1630
Похожая по иконографии картина, но Саломея здесь действительно девочка-подросток. Выглядит несколько архаично, но без влияния Рубенса здесь не обошлось. И, что довольно редко для 17 в., на заднем плане присуствует сцена отсечения главы Иоанна Предтечи.

1648_Schweigger_Salome_with_Head_of_St._John_the_Baptist_anagoria.JPG
Георг Швайггер. Усекновение главы Иоанна Предтечи, ок. 1648

756px-Schweigger_(Werkstatt)_Salome2.jpg
Георг Швайггер. Саломея преподносит голову Иоанна Ироду, ок. 1648

Чем дальше на восток, тем архаичнее

Strobel-bautista.jpg
Бартоломеус Штробель, пир Ирода, ок. 1630-1643
На картине польского художника - бесчисленное количество фигур, причем многие - портреты реальных людей, совсем как у кватрочентистов. Фрагмент с Саломеей

Strobel-bautista_crop_ladies1630-1643.jpg

брамер 1635-40.JPG
Леонарт Брамер, ок. 1635-1640
Насколько у него все проще! Один из моих любимых художников.
Еще один хороший, но недооцененный художник:

1280px-Mattia_Preti_-_Feast_of_Herod_-_1656-61.jpg
Маттиа Прети, ок. 1656-1661
И снова Саломея- подросток и молодая Иродиада

Mattia_Preti_-_Salome_with_the_Head_of_St_John_the_Baptist_-_1613-1699.jpg
Маттиа Прети
Очевидно, эта картина относится к раннему, чисто караваджисткому этапу его творчества. Здесь Саломея уже довольно взрослая и Ирод очень своеобразный.

В заключение - пара Саломей конца 17 и 18 века

Onorio_Marinari_-_Salome_with_the_Head_of_the_Baptist_-_1627-1715.jpg
Онорио Мариани, кон. 17 в.
Его я тоже упоминал

гаспаре Traversi_Salome1760.jpg
Гаспаре Траверси, 1760
Про 18 век и, отчасти, первую половину 19 писать скучно - в иконографическом плане там мало что происходит, сплошное эпигонство. А в последние полтора столетия всяк интерпретирует тему как ему взбредет в голову и просто не знаешь, за что хвататься, поэтому на 17 веке рассказы о христианских сюжетах я обычно и обрываю.
Но с Саломеей мы пока не прощаемся. Есть чем дополнить


?

Log in

No account? Create an account